Режим дня ребенка до 3-х лет

article43.jpg

Для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок был здоров, весел и правильно развивался. Как известно, не последнюю роль в этом играет и режим его дня. Врачи-педиатры дают свои советы мамам малышей.

 

Какой именно режим дня выбрать? Какой именно подходит вашему ребенку, а какой считают оптимальным врачи-педиатры?
Folkdoctor.ru, чтобы разобраться с этим вопросом, собрал разные мнения на тему «оптимальный режим дня ребенка до 3-х лет», а также попытался определить «плюсы» и «минусы» разных подходов к формированию режима дня маленького ребенка.
В этом нам помогли наши, российские специалисты, которые каждый день имеют дело с детьми, лечат их, и, даже спасают им жизнь.


У каждого подхода есть свои приверженцы и свои противники: это в равной степени касается и мам, и докторов. Каждая позиция в плане выбора того или иного режима дня жизни ребенка до 3 лет, вполне обоснована теми, кто ее придерживается. Но, также, каждая из этих позиций подвергается и не менее обоснованной критике.


Существует три основных подхода к формированию режима дня маленького ребенка. Все эти подходы являются чем-то вроде «среднего арифметического» между мнениями специалистов и опытом мам и бабушек. Вот они:

 

1. Режим дня должен быть жестким

Предполагается, что в сутках существуют какие-то давно определенные оптимальные часы, в которые ребенок должен кушать, спать, играть и т.п. При этом «мнение» самого маленького человека как бы не учитывается. Должен обедать в 14.00 – изволь. А нет – и не надо.


«Плюсы» жесткого режима:

 

  • Такой режим дисциплинирует, может стать хорошей подготовкой к умению планировать свое время;
  • Если ребенок «влился» в такой режим, маме (бабушке, няне, семье в целом) очень просто планировать свои дела, т.к. заранее известно, когда ребенок проснется, когда его будет пора кормить.

 

«Минусы» жесткого режима:

  • Если биоритмы ребенка не соответствуют предлагаемому режиму (в том числе детсадовскому) то, пытаясь соблюдать их, ребенок будет нервным, плаксивым;
  • Часто при малейшем отклонении от жесткого режима (поездки, разница во времени, внештатные ситуации) привыкший к нему ребенок может отказаться от еды, плохо спать, иногда даже заболеть.

 

Маме на заметку
На что обратить внимание, если, как вы считаете, режим дня ребенка уже устоялся:
Ребенок хнычет, капризничает, частые сбои настроения у ребенка:
Этому может быть немало причин, но, плохое настроение также может быть и причиной того, что ребенок кушает не в то время, когда хочет (т.е. не тогда, когда срабатывают его внутренние «часики»). Отсюда закономерность: не вовремя поел – настроение не то, оно передается на остальные занятия и т.п. Не вовремя покормленный ребенок хуже спит, у него хуже настроение, может повыситься возбудимость.

 


2. Режим, подстроенный под ребенка.

Такой режим формируется сам по себе. Мама знает, сколько раз и с каким оптимальным интервалом ребенок должен кушать и спать + 1-2 прогулки в день. При этом мама учитывает и «пожелания» своего малыша: старается уловить, какие часы ребенок сам выбирает для еды или сна и упорядочить их.


«Плюсы» режима, подстроенного под ребенка:

 

  • Главный «плюс» такого режима – полное его соответствие биоритмам малыша, а значит, это режим, обеспечивающий ребенку полный физический и душевный комфорт;
  • При таком режиме незначительные сбои в нем проходят почти незамеченными, не являются стрессирующими.
  • В результате режим, подстроенный под ребенка, становится очень похож на жесткий режим, с той лишь разницей, что его «устанавливает» сам малыш.

 

«Минусы» режима, подстроенного под ребенка:

 

  • Режим, который «выбрал» ваш ребенок, может быть очень неудобен вам самим, вашей семье, или полностью не соответствовать режиму дня в детском саду;
  • Переход с такого режима на «детсадовский» может потребовать значительного времени и все равно не увенчаться успехом (ребенок будет нервным, плаксивым).

 

3.Фактическое отсутствие режима дня или «без режима».

 

Сторонники этого подхода предлагают полностью идти вслед за желаниями ребенка: когда встал/лег – тогда и хорошо. Захотел кушать – покормили, не захотел – не покормили. Следует отметить, что «отсутствие режима дня» в результате нередко обретает свой определенный и вполне постоянный ритм, т.е. ребенок начинает спать и кушать примерно в одно и то же время, хотя, случается и так, что ребенок начинает «путать» день с ночью, нервничать и т.п.


«Плюсы» без режима:  

 

  • При таком режиме почти отсутствует понятие «сбой режима» или «не вовремя»;
  • Ребенок кушает и спит, когда действительно этого хочет.

 

«Минусы» без режима:

 

  • Маме (бабушке, няне или семье) почти невозможно планировать свои дела, т.к. четкие фазы бодрствования и сна у ребенка отсутствуют.
  • Детсадовский режим ребенок, привыкший жить в «своем» времени – не воспримет: придется приучать, и не факт, что это удастся.
  • Есть опасность «не угадать», что вашему ребенку подходит даже этот «режим без режима». В этом случае ребенок, как правило, «протестует» капризничая, теряя в весе и т.п.

 

Маме на заметку:
Основная масса детей просыпается в период с 8.00 – до 10.00, поэтому у одних малышей получается два завтрака (если встает рано), а у других - один.
Обед чаще бывает в период с 13.00 - до 15.00 ч.,
«Тихий час» - в период с 14.00 – до 18.00 (есть дети 2-3-х лет, которые днем спят 4 часа, а есть те, которые не спят днем – это тоже нормально);
Ужин с 17.00 – до 20.00.; кефир или «второй ужин» – с 20.00 – до 22.00;
Отход ко сну – в период с 20.30 – до 23.00.

 

Формируя режим дня ребенка, очень важно учитывать особенности конкретного маленького человека. Совсем одинаковых детей – конечно, нет.

 

  1. Обязательно учитывайте темперамент детей. Есть дети, чье поведение зависит от времени года (темное/светлое время года). Летом они часто встают раньше, а зимой – позже и т.п.
  2. В период приучения ребенка к определенному режиму сна (дня), мама может попытаться будить ребенка тогда, когда он находится в «быстрой» фазе сна, т.е., когда двигаются ножки, шевелятся ручки. Будить в фазе глубокого сна (тельце в полном покое, дыхание глубокое) – настоятельно не рекомендуется (будет нервничать).
  3. Если ребенок плохо засыпает или не желает отправляться в кроватку по вечерам, делайте так, чтобы ко времени сна он действительно уставал. Вечером должна быть активная прогулка или активная деятельность вообще – игры, беготня и веселье: они необходимы для снятия напряжения. Только после всего этого – непосредственно перед сном – и нужны спокойные игры.
  4. Дети, которые ходят в садик, лучше удовлетворяют свою жажду активности с другими детьми, воспитателями, занимаясь чем-то, что-то изучая и осваивая. Дома ребенок устает значительно меньше. Именно поэтому, если ваш человечек «домашний», постарайтесь организовать его досуг и время вообще – так, чтобы его день был эмоционально насыщен.

 

Мнения экспертов:


Любовь Вологдина, врач-педиатр, неонатолог

Режим дня ребенка должен служить поддержкой психологического его комфорта, а не являться жестким соблюдением усредненных рекомендаций.
Стоит учитывать базовые привычки семьи (когда принято вставать/ложиться), личные биоритмы ребенка. Очень важно знать, понимать темперамент ребенка, учитывать его хронические заболевания (если они есть), а также общую психологическую обстановку в доме.
И, если окажется так, что вашему человечку комфортнее вставать в 11 утра, а не в 8, как вы считали правильным, кушать в 12, а не в 9 – по возможности, не будите, и не пытайтесь кормить его раньше.
Ведь именно из-за несоответствия биоритмов ребенка детсадовскому режиму малыш часто становится нервным, плаксивым, непослушным.


Галина Боткина, врач-педиатр, неонатолог

Рекомендации в пользу жесткого режима дня возникают из наблюдений за тем, как биоритмы ребенка проявляются в его поведении. Т.е. любой «либеральный» режим в итоге становится жестким, где время сна, прогулки и игры обретает вполне устоявшиеся интервалы.
Если режим ребенка по каким-то причинам сдвинулся (переезд, разные часовые пояса и т.п.), малыш проснулся позже (раньше), придется его покормить и уложить, выдержав то время, которое обычно проходит между пробуждением и последующим кормлением и сном.
Родителям стоит иметь в виду, что нервная система ребенка «работает» не так, как у взрослого: малышу нужно время, чтобы «перестроиться» с одного занятия на другое – с игры на еду и т.п. Поэтому, приучая ребенка к режиму дня, заранее предупреждайте его таким образом (минут за 20): «сейчас мы еще немного поиграем, а потом пойдем кушать» или «чуть-чуть погуляем – и пора идти домой».

 

Похожие статьи:

Детская психология"Я - первоклассник" или коротко о кризисе 7-ми лет

Детская психологияНепослушных детей не бывает!

Маме в помощьПрощайте, подгузники! или Как приучить ребенка к горшку

Маме в помощьПраздник Осени

← Назад