Общество потребления

article49.jpg

Что будет, если задать окружающим нехитрый вопрос: «А кто хочет быть богатым, успешным и счастливым?» Уверена, что голосов в пользу богатых окажется предостаточно. Но… не всё так просто в "датском королевстве"!

Казалось бы, давно миновали времена побеждающего коммунизма и навязшей в зубах перестройки. До людей постепенно стало доходить, что можно и даже нужно убрать себя с последнего места в цепочке распределения жизненных благ (общество – в первую очередь, коллективное – превыше всего). 
Зарабатывать и тратить по своему усмотрению, без оглядки на соседей, заботливо выращивать индивидуальное благосостояние… Так ли гладко на самом деле?

 
Лично я постоянно натыкаюсь на подтверждения обратному. Мои соотечественники неплохо относятся к денежным средствам, когда те оседают в их собственных карманах. Камнем преткновения на пути к всеобщему изобилию является, в том числе, извечная зависть. Просто теперь она - либо плохо осознаваемая, либо хорошо замаскированная. Раньше осуждали тех, кто выделялся. Внешностью, поведением… Сейчас подобное порицание вроде как стало неудобным, но… что происходит на самом деле?

 


Довольно ярко, как будто было вчера (а на самом деле – двенадцать лет назад) вспоминается эпизод. Мы с моей тётей регулярно обменивались новинками книжного рынка. И вот я принесла ей последнее издание Пелевина – кажется, это было «Generation P».
«Надо быстро прочитать, да?» - поинтересовалась у меня тётка. Я удивилась: почему? «Ну, она ведь чья-то, тебе же нужно возвращать книжку хозяину?» Я пожала плечами: это моя, я купила. «Богатенький Буратино», - отметила родственница. И невозможно передать гамму тех значений и смыслов, с которыми были произнесены эти слова. Одно могу сказать точно: это не было похвалой. Но тогда я даже не придала этому значения. Подумаешь, подработала в свободное от лицея время и купила не самую дешёвую книжку… А проблема была, и заключалась она в следующем: считать чужие деньги, чьи бы они ни были – некрасиво. Не говоря уже о том, что это неконструктивно. На месте подсчётов даже желание «заиметь такое же» окажется более полезным: человек озаботится возможностью заработка, в процессе, возможно, получит дополнительное развитие. А уж насколько ему нужна искомая вещь, и что он будет с ней делать, заполучив – это уже совсем другая история…

 


Прошло с добрый десяток лет. И вот на одном из женских форумов, в теме, посвящённой тому, как лучше назвать ребёнка, я наткнулась на мнение, которое сводится к следующему: при выборе имени неплохо, помимо собственных вкусов, ориентироваться на социальное положение родителей и тот круг, где они вращаются.
Какая, вы думаете, была реакция у некоторых форумчанок на это высказывание? Внимание, держитесь!
«Честное слово, иногда лучше молчать, богатая вы наша».
Забавно, как мало меняются некоторые вещи, не правда ли... С другой стороны, как раз подросло поколение, воспитываемое подобными «тётями» и другими любителями сосчитать чужие деньги. Что же мы имеем? На словах все хотят быть богатыми и преуспевающими (неважно, хочет ли человек прикладывать к этому какие-то усилия, и делает ли он это). Но на практике…

 


Стоит иногда задуматься о том, как часто мы радуемся чужим успехам. Не с натянутой улыбкой и положенным кивком, а искренне, по-настоящему. Купили машину, построили дом, или просто была приобретена дорогая пудра, дизайнерские сапоги, оплачен поход в спа-салон на несколько сотен евро… Да, пусть не у тебя, а у кого-то другого. Но разве это не сигнал о том, что мир в чём-то стал чуточку лучше, а кто-то – чуточку богаче?.. А уж если приятельница, которой недавно не хватало на глянцевый журнал, которая вынуждена была надевать в кофейню кофточки ещё со школьных времён, вдруг оповещает знакомых о поисках домработницы (самой некогда убираться), вывешивает в соцсетях фотографии из заграничных туров – уровень «доброжелательности» в адрес девушки может просто зашкалить. Ах, она ещё и красивая?.. Теперь-то ясно, кто виноват во всех наших неурядицах!

 


Шутки шутками, но… Это - как раз тот случай, когда намного легче быть дружелюбным и сочувствующим по отношению к тому, кому сейчас плохо. Быть несчастным с точки зрения общества вообще гораздо более оправдано. Ведь поводов для этого предостаточно. Вы процветаете, довольны, счастливы? Это вы погорячились. Вы просто всего не знаете. И начинается информационная атака со стороны доброхотов – не корысти ради, а исключительно для блага «подопытного».

 


Окружающему большинству как будто ещё в детской коляске внушили, что быть богатым – это стыдно. Почему – никто не знает, но стыдно, и всё тут. Любой опрашиваемый с ходу назовёт несколько поговорок и пословиц в подтверждение своей правоты. Эти «народные мудрости» настолько расхожи, что встречаются в дискуссиях либо болтовне едва ли не чаще, чем «спасибо» и «пожалуйста»: «Мы бедные, но честные», «Красиво жить не запретишь», «У богатых – свои причуды». И люди, произнося эти афоризмы, даже не задумываются, что ими они, как цементом, подкрепляют собственные жизненные установки. Более того, они не задумываются, насколько вообще к месту эти поговорки.

 


«Красиво жить не запретишь», - кидает мне родственник, когда его жена интересуется у меня, не хочу ли я заказать что-то от «AVON», а я признаюсь, что вся моя косметика, в общем-то, от «Chanel». Но ведь это всего лишь вопрос приоритетов, не так ли? Может, я сторонник мнения, согласно которому, лучше пусть в косметичке будут всего две помады, зато действительно качественные. Или между походом на концерт и помадой мне пришлось выбрать последнюю. Может быть, это вообще подарки? Вряд ли кто-то об этом задумывается, зато все уверены: они вправе судить, выносить вердикт и в очередной раз пересчитывать средства в чужом кошельке.
При этом, как ни парадоксально, за свои траты людям сложнее осуждать себя. На чужом лугу трава зеленее, зато свои покупки обоснованны, ещё как! И всё чаще звучат вокруг высказывания об «обществе потребления». Действительно: торговые центры всегда полны людей. В кризис посетителей наших излюбленных кофеен, ресторанов и просто кафешек не стало меньше. Товаров в магазинах – явный переизбыток. Но люди продолжают покупать и тратить, покупать и тратить, тем самым подтверждая: общество бывшего СССР действительно дорвалось до потребления.

 


Минутку, ведь для здорового человека вполне естественно «базироваться» на трёх китах, и киты эти – потребление, созидание и осмысление. (В самом деле, ведь невозможно постоянно потреблять: человека, который регулярно угощает тебя чем-то, хочется, в свою очередь, угостить тоже.
Целый день валяться в постели хорошо, только когда болеешь. Здорового человека это неизбежно выведет из себя. Захочется найти какое-нибудь занятие.

 


И, наконец, осмысление – почему я покупаю именно этот продукт? Почему предпочитаю проводить время с одними друзьями, а помогать другим? Как мои покупки способствуют выполнению личных целей? Как мои созидательные порывы помогают в воплощении мечты всей жизни? И так далее.) Потребление является основой в обеспечении человеческого существования, в этом нет ничего плохого – пока человек не поест, не оденется и не потратит некоторое количество денег на дорогу, он не сможет приступить к следующему этапу – созиданию (пусть даже происходящему в офисе, на чужой территории и на чужих условиях). Если стыдить человека за удовлетворение базовых потребностей, лавочку можно смело закрывать, не рассчитывая на его удачное развитие и рост общества в целом. Мы и так тащим за собой кучу штампов по большей части «совдеповского» характера, заряжающих негативно, заставляющих чувствовать вину: разве ты можешь позволить себе это, все так живут, куда ты лезешь, мир полон несчастий и бед, в то время как ты шикуешь!

 


Да, окружающие, можно сказать, дорвались до потребления. Сначала мы долгое время были лишены возможностей воплощать свои желания в жизнь. Затем получили переизбыток товаров и услуг. Потом нас стали этим же попрекать. Не лучше ли помогать делать следующий шаг, к созиданию? А потом - и к осмыслению: там, где разум не спит, невозможно и избыточное потребление. Но, пока люди будут чувствовать дыры в амбразурах, пока у них не появится достаточной уверенности в тепле и сытости завтрашнего дня, они будут продолжать сгребать в кучу всё, до чего смогут дотянуться руки. Для пущих, так сказать, гарантий.

 


Нынешнее поколение модно ругать в прессе, в средствах массовой информации: поколение «пепси», поколение, которое предпочло компьютеры реальной жизни, поколение, для которого деньги и вещи – это главное… Но мало кто задумывается над тем, что, по сути, происходит некая гиперкомпенсация – «поколение пепси» всего лишь добирает то, чего не хватало их родителям, в дефиците чего росли они сами.

 


Поэтому одни из самых требовательных и капризных туристов в мире – именно из России. Поэтому у отечественных поп-звёзд – самые невменяемые понты. Ощущение, будто всем чего-то недодали, базируется на недокормленности первого кита. И, по всей видимости, ещё долго у преобладающего большинства людей богатство будет вызывать не только желание тоже преуспеть в этой области, но и некую снисходительность, едва осознаваемое презрение… словом, целый букет чувств, интересных скорее практикующему психотерапевту.

 


Автор: Дарья Панкратова

 

 

Похожие статьи:

ТыПочему ты никогда не заработаешь миллион долларов

← Назад