Что такое вредные сказки

article204.jpg

Некоторые сказки детям рассказывать нельзя вообще, чтобы не нанести вреда их психике и дальнейшей социализации

 

  

Все дети любят сказки. Собственно, сказки играют воспитательную роль: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», помните? Посредством сказок взрослые рассказывают ребенку о мире, в котором живут сами и в котором предстоит жить малышу. Ведь сюжеты, образы сказок, ситуации, в которые попадают герои, имеют массу аналогий в реальной жизни. Например, злая мачеха и безвольный родной отец («Золушка», «Белоснежка», «Морозко»), глупость и жадность, которая оказалась наказана («Сказка о рыбаке и рыбке», «Маленький Мук»), доброта, скрывающаяся под не очень привлекательной внешностью («Дядюшка Ау») и т.п. Таким образом, сказка как бы показывает, какие ситуации бывают в жизни, формирует у ребенка знание об этих ситуациях и отношение к ним.


И хорошо, если это отношение – «правильное», адекватное, объективное.


А если нет?


Folkdoctor.ru приводит примеры сказок, которые рассказывать детям нельзя ни в коем случае. Все они – чуть ниже, как и комментарий нашего эксперта, психолога Сергея Марачева, в котором подробно анализируется влияние вредных сказок на психику маленького человека.

 


(Источник поста о сказках – virtoo.ru)

 


Давным-давно, когда наши прабабушки и прадедушки были совсем маленькими, им тоже читали на ночь сказки.
И в каждой из них обязательно содержался какой-нибудь «добрым молодцам урок», который должен был научить детей всевозможным добродетелям.
Однако при этом выбирались такие жуткие сюжеты, по сравнению с которыми современные фильмы ужасов просто меркнут: удивительно, как после таких сказочек дети вообще могли заснуть. Судите сами:

 

 


«Макс и Мориц»

 

Семь историй о маленьких хулиганах придумал немецкий писатель Вильгельм Буш в 1865 году. Сначала эти дети терроризировали жителей своей деревни. У одной вдовы, например, были куры. Мальчишки придумали скормить им хлебные шарики, в которые закатали веревку. Куры склевали хлеб, заглотили веревку, запутались в ней и в панике все покалечились. Вдове ничего не оставалось, как зажарить бедных птиц. И тогда Макс и Мориц подцепили кур удочкой, вытащили и съели. Но, как говорится, сколько веревочке не виться…

 

Однажды мальчики из хулиганских побуждений распороли мешок с зерном, которое местный фермер вез на мельницу, но были пойманы на месте преступления. Фермер не стал с ними сюсюкаться, зашил в тот же мешок и сдал мельнику. Перемолотых Макса и Морица скормили домашней птице. Никто по ним не убивался.

 

 

«История о маленьком мальчике, сосавшем палец»

 

 

 

Сборник из десяти назидательных стихотворений «Штруввельпетер» (буквально переводится как «растрепанный Петр») сочинил в 1845 году психиатр Генрих Гофман в качестве рождественского подарка для своего трехлетнего сынишки.


В нем собраны истории про самые разные детские проступки и самые садистские наказания, которые только можно вообразить. Мальчик по имени Август, например, не съел суп, зачах и умер. Генриетта играла со спичками и сгорела заживо. Но самая кошмарная история произошла с беднягой Конрадом, который имел привычку сосать палец.

 

Мама Конрада, уходя по делам, строго-настрого запретила сыну сосать в ее отсутствие палец. Ребенок, разумеется, ослушался. И тогда пришел портной и отстриг мальчику большие пальцы своими острыми ножницами:

 

Крик-крак! Вдруг отворилась дверь,
Портной влетел, как лютый зверь;
К Петруше подбежал, и — чик!
Ему отрезал пальцы вмиг.
Кричит Петруша: ай, ай, ай!
В другой раз слушаться ты знай!

 


В общем, другого раза не представилось – мальчик умер от потери крови.

 

Кстати говоря, эта книжка пользовалась сумасшедшей популярностью. К 1876 году она выдержала 100 изданий. В российском варианте называлась «Степка-Растепка» и тоже была нарасхват.

 


«Плакса»

 

 


Еще один шедевр доктора Гофмана, вошедший в сборник «Бетси-Неряха» был опубликован  в 1911 году. Мама честно предупреждает дочь-плаксу, чтобы она не капризничала, но та не желает ничего слушать и продолжает заливаться слезами. Плакала она, плакала, да и выплакала все глаза – остались одни пустые глазницы.

 

В том же сборнике есть еще страшилка про девочку Полли, которой запрещали играть с мальчиками. Она ослушалась и ей в мальчишеской потасовке оторвали ногу. Или история про гордую Энн, которая задирала нос все выше и выше, пока, наконец, ее шея не вытянулась до того, что девочке приходилось возить собственную голову на тележке.

 


«Девчонка-сорванец, которая превратилась в мальчика»

 


Эта история из книжки «Маленькая мисс Последствия», опубликованной в 1880 году. Дочь одного графа очень любила играть с мальчишками и, в конце концов, сама стала мальчишкой: сначала появились грубые манеры, потом стал ломаться голос, и, в конце концов, произошла окончательная трансформация. Родители не смогли смириться с переменой пола и отправили свое дитя служить матросом на первый попавшийся корабль.

 


«Красная шапочка»

 

 

В поздних версиях этой сказки, как всем нам известно, охотники разрезают волку живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. Однако в оригинале никакого спасения не было – обе жертвы были благополучно переварены желудком хищника.
«Дети, а в особенности милые и хорошо воспитанные юные леди, ни в коем случае не должны говорить с незнакомцами. В противном случае они рискуют достаться волку на обед, – писал Шарль Перро. – Волки бывают самыми разными. Бывает, что с виду он кажется обаятельным, скромным, вежливым, услужливым и предупредительным, а сам только и ждет возможности напасть на вас и слопать. К сожалению, именно такая разновидность волков и представляет самую большую опасность».

 


«Ребекка, которая любила хлопать дверьми, за что и поплатилась»

 

Этот стишок англо-французского писателя Хилэра Беллока появился в 1907 году и в русском варианте называется «Про девочку Анну, которая для забавы хлопала дверью и погибла». Ребекка (Аня) была девочкой, в принципе, неплохой, но своенравной и как бы сейчас сказали, гиперактивной. Очень ей нравилось носиться по дому и хлопать дверями. И вот однажды…

 

«Случилось, что над дверью прямо,
Был бюст Линкольна Авраама.
Лишь громыхнула дверь, и — бам! —
Упал на Анну Авраам,
И Анна сразу же скончалась:
Вот до чего доводит шалость!»

 

Поучительная история, ничего не скажешь.

 

Мнение эксперта:


Сергей Марачёв, психолог, гештальт-терапевт

Эти сказки травмируют психику ребёнка. Они программируют ребёнка на страх, отсюда могут развиться различные проблемы с психикой, межличностными отношениями и физическим здоровьем, даже, когда ребёнок вырастет.

 

Во-первых, не нужно пугать ребенка историями: нужно больше объяснять, к каким последствиям приведут его поступки в том или ином случае. Во-вторых, необходимо развивать в ребёнке собственное умение мыслить, верно и адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Для этого стоит задавать вопросы, типа, «а ты сам как думаешь, что будет, если то-то или то-то?».

 

Данные сказки в какой-то степени поучают, но делают это в очень жёсткой форме, тем самым, закрепляя в ребёнке страх по отношению к другим людям, а также представление о других, как о жестоких и агрессивных.
При этом эти сказки не дают ребёнку реальной и правдивой картины действительности, а лгут ему, но он искренне верит. Задача родителя – научить ребёнка как можно более адекватно и гибко реагировать на реалии жизни, тогда он будет более адаптированным к ней, будет более свободен внутренне, а, значит, будет счастливым.

 

Кроме того, в этих сказках даются установки, способствующие подавлению естественных проявлений чувств ребёнка.

 

Конечно, родителям проще, чтобы ребёнок не мешался под ногами, не плакал, ничего не просил, не хотел, не говорил лишнего и т.д., в общем – был удобен во всём для них, но для здорового психологического развития ребёнка это совсем не подходит!

 

Родители должны научить ребёнка и объяснить ему, что такое его чувства, для чего они нужны и почему возникают (это уже в более сознательном возрасте) а не подавлять их. Иначе ребёнок теряет ориентацию в себе и становится беспомощным, зависимым, несчастным и больным человеком.

 

 

Похожие статьи:

Деньги, карьераЧтобы получить хорошую работу - учитесь мыслить нестандартно!

Маме в помощьПраздник Осени

Детская психологияРодители с низкой самооценкой или Детский сад на троих

ТыПамять, Время, ощущение Времени

ТыСКАЗКА

ТыОдиночество - клиника или закон Мёрфи?

Детская психология"Я - первоклассник" или коротко о кризисе 7-ми лет

Мужчина и женщинаКак узнать друг друга – ближе некуда!

← Назад